В "Часто задаваемых вопросах" я даю короткую характеристику состоянию современной методологии преподавания иностранных языков, глобальных тенденциях последних лет и объясняю, на каких методических концепциях основывается мой подход к преподаванию. Получить представление о моем стиле работы и особенностях моего подхода можно, разумеется, и познакомившись с моими учебными пособиями.
Те из вас, кто уже знаком с моими книгами, имели возможность заметить, что мои учебники - очень разные, в том числе и с методической точки зрения. Среди них есть и "серьезные" классические учебники, с последовательным изложением грамматики, большим количеством упражнений и учебными текстами в сопровождении лексико-грамматического комментария ("Самоучитель итальянского языка" в различных версиях и "Популярный самоучитель итальянского языка"). Для любителей более интенсивного и чуть менее традиционного стиля изучения иностранного языка мною написан "Самоучитель-детектив". Еще более оригинальный метод знакомства с итальянским языком через стихи и песни представлен в "Итальянской грамматике в стихах и песнях". Наконец, книга-игра "Giocando s'impara", посвященная итальянским пословицам и устойчивым выражениям, основана на очень оригинальной игровой методике: здесь читатель найдет и загадки, и кроссворды, и психологические тесты, и шарады с ребусами...
Игровым методам обучения иностранным языкам я посвятила книгу "200 обучающих игр на занятии иностранным языком", которая обобщила мой опыт работы с группами взрослых учеников на курсах итальянского языка в Москве, когда стоящая передо мной задача - предложить занятия, интересные людям разных возрастов, профессий и уровня владения итальянским языком - потребовала от меня определенных творческих усилий и привела меня к поиску оригинальных форм проведения занятий, в которых игра и элементы игры были интегрированы в канву классического метода обучения, основанного на серьезном изучении грамматики и основательного знакомства с лексикой.
Таким образом, мою работу всегда отличал методический поиск и разносторонний подход, которые и отражены в моих книгах. В основе моей работы лежит убеждение в том, что хорошее владение иностранным языком невозможно без знания грамматики. Одновременно с тем знание грамматики не может само по себе гарантировать хорошего владения языком. Уметь общаться, правильно выражать свои мысли, оттенки эмоций, различные смысловые нюансы; понимать речь на слух, быть в состоянии смотреть фильмы, телепередачи, слушать песни на изучаемом языке; владеть письменной речью, в том числе различными ее стилями (формальным, дружеским, деловым...) - все эти задачи не могут быть решены одним только знанием грамматических правил и широким словарным запасом. Нужно еще и научиться применять полученные знания. Цель моих занятий - дать ученику возможность прогрессировать во всех направлениях, быть "на коне" и в знании теории, и в примении ее на практике.
Особое внимание уделяется работе над аудированием, поскольку восприятие речи на слух почти всегда является слабым местом у изучающих иностранный язык. Я учу учеников понимать не только общий смысл аудио материала (то есть, фактически, тему разговора), а стремится и учиться восприятию ВСЕГО аудиотекста, каждого произнесенного слова. Много внимания уделяется развитию письменной речи, поскольку работа над каждой отдельной фразой и анализ полученного текста учат правильно строить предложения, понимать законы языка, работать над лексикой, над стилем, над связующими элементами (например, многие изучающие не умеют правильно использовать или не используют вовсе слова-связки, различные союзы и наречия, обеспечивающие логическую коэрентность текста; мои ученики учатся правильно употреблять эти столь важные слова).
Совмещение лучшего, что могут предложить различные из существующих на данный момент методов - вот как, пожалуй, можно охарактеризовать мой подход к обучению. Ну а процентное соотношение различных ингредиентов этого коктейля зависит уже от конкретного ученика: его темперамента, интересов, возраста, мотивации, целей, опыта, уровня знаний, ошибок и сложностей, свойственных имено ему.. Вместе мы создаем урок: особенный и неповторимый в каждом отдельном случае. Ни один урок не похож на другой, он рождается из симбиоза настроений и энергии учителя и ученика в данный неповторимый момент жизни, который мы проживаем вместе. Самое главное - результат.