Сколько слов достаточно знать, чтобы говорить на иностранном языке? Как учить слова? (из книги Н.А.Рыжак "200 обучающих игр на занятиях иностранным языком")
Если представить язык в виде здания, то слова - это кирпичи, из которого оно построено, а грамматика - цемент, скрепляющий эти кирпичи. И каким бы прочным не был цемент, дома не построить, если под рукой нет строительного материала в достаточном количестве. Активный словарный запас, используемый в устной речи человека, состоит приблизительно из 1000 наиболее употребительных слов, которые составляют примерно 85% всех слов, используемых в повседневном общении; 3000 слов покрывают 95% употребляемых слов и лишь 5% приходится на редкие слова, специальные термины и т.д. Для чтения текстов средней сложности достаточно знать 2000 слов, тогда как знание лексики в объеме около 3000 лексических единиц позволит вам читать любую литературу и прессу и общаться на достаточно узкие темы.
Это не означает, однако, что в языке так мало слов: словарь писателя составляет несколько десятков тысяч лексических единиц. Например, знаменитый итальянский поэт начала XX в. Габриэле Д'Аннунцио утверждал, что использовал в своих стихах и поэмах около сорока тысяч слов, тогда как репертуар его великого соотечественника Данте Алигьери был намного скромнее: «всего лишь» семнадцать тысяч лексических единиц.
В целом же словарь таких языков, как французский или итальянский, приближается к 300 000 лексических единиц, а в германских языках, в которых немало сложных слов, выражающих понятия, которые в других языках передаются путем использования нескольких лексем, насчитывается до 400 000 единиц. Но «чемпионом» можно считать английский язык, в котором сосуществуют слова германского и латинского происхождения, за счет чего возникает огромное количество синонимов: здесь насчитывается около 500 000 слов!
Многие учащиеся, прежде всего представители старших возрастных групп, испытывают проблемы при запоминании слов. В помощь им предлагается множество методик, направленных на развитие памяти и ассоциативного мышления, а также видеокассеты, использующие эффект «скрытого кадра», якобы влияющего на подсознание. Так или иначе, все эти методики, представляемые как невероятные открытия, долгожданное освобождение от нудной «зубрежки» слов и т.д., на самом деле предусматривают огромные трудозатраты со стороны учащихся. То от них требуют придумать яркие зрительные образы, связанные с изучаемым словом; то им предлагается классифицировать слова по семантическому признаку и разнести их по различным таблицам, после чего попытаться («без труда») запомнить содержимое этих таблиц; то они должны как минимум три раза подряд просмотреть видеозапись, состоящую из сменяющих друг друга на экране иностранных слов (зачастую без перевода на русский язык!), а затем в течение нескольких часов поработать с карточками, на которых напечатаны эти слова. Несмотря на всю «революционность» этих методик, никакого легкого и необременительного способа выучить за короткое время большое количество слов еще не придумано.
Показательным в этом отношении является опыт очень популярной во всем мире методики «Суггестопедия», созданной в Болгарии врачом, педагогом и психотерапевтом Георгием Лозановым. Этот метод получил широкое распространение в США под названием Superlearning. В нашей стране он известен как «Метод активизации возможностей личности и коллектива» или «метод Китайгородской» и используется на интенсивных языковых курсах, основанных на погружении учащихся в языковую среду. Изначально метод Лозанова отличался от большинства коммуникативных методик повышенным интересом к лексическому аспекту. Утверждалось, что учащиеся могут овладеть лексическим запасом в 2000 слов всего лишь за 2 месяца интенсивного обучения иностранному языку. С этой целью учащимся предлагалось, начиная уже с первых занятий, читать тексты больших объемов, которые затем обсуждались на занятии. Одним из видов работы с текстом был и такой: учащиеся удобно располагались в креслах (или даже ложились на пол или на кушетки) и слушали текст, читаемый диктором или преподавателем в определенном ритме под определенную музыку, способствующую расслаблению учащихся. Как утверждал Лозанов, под влиянием музыки эпохи барокко мозг человека входит в состояние, близкое к тому, которое наблюдается у спящего или у находящегося под гипнозом человека. В суггестопедии использовался также аутогенный тренинг и некоторые приемы йоги.
Авторы американской системы Superlearning, использовавшей опыт и идеи Лозанова, пошли дальше: они утверждали, что язык лучше всего учить во сне! Внедренная ими практика прослушивания аудиокурсов во сне оказалась абсолютно неэффективной и вызвала рост скепсиса и недоверия к Суггестопедии в целом. Современные последователи Лозанова практически отказались от попыток расширить словарный запас учащихся путем внушения.
Однако неоспоримым является мнение болгарского психолога о том, что знакомство с лексикой должно осуществляться через текст. Когда слово употреблено в определенном контексте, ученик видит, с каким предлогом или дополнением оно может употребляться и какова его стилистическая окраска. Наконец, чтение текстов обеспечивает многократное повторение слов, что является необходимым условием для их запоминания. Прекрасно запоминаются слова, встретившиеся в стихах, песнях, пословицах.
В наше время все большую популярность получает работа с карточками, на которых написаны иностранные слова. Сразу несколько крупных российских издательств недавно опубликовали сборники «карточек» для изучения слов. Работая с карточками, помните: важно выучить не только звуковую форму иностранного слова, но и помнить его значение! Ведь зачастую, пытаясь запомнить сами слова, мы забываем, что оно значит. На карточках, как правило, есть перевод, но дается всего лишь одно - два значения, тогда как многие слова выражают большее количество понятий, могут быть разными частями речи и т.п. Поэтому, работая над запоминанием слова, бывает полезно заглянуть в хороший словарь и посмотреть, как еще данное слово может переводиться на русский язык. Кроме того, словарь нередко дает хорошие примеры употребления слов в предложениях и словосочетаниях. А о том, как важен контекст для правильного запоминания слова, мы уже сказали.
Проверьте и углубите свое знание итальянской лексики благодаря материалу 1100 Самых употребительных слов итальянского языка (скачать бесплатно)